audiart: (Default)
[personal profile] audiart
Что-то в последнее время я часто вижу в жежешечке сетования на тему того, как в результате победы феминизма европейцы развратились и потребовали супу второй доход стал критичен для поддержания достаточного уровня жизни семьи.

Для сравнения обычно используется образ семьи из "традиционного общества", в котором муж является единственным "добытчиком", а жена "ведет дом". Опустим сейчас для простоты вопрос о ширине той прослойки общества, для которой такая модель семьи была возможной (да-да, труд крестьянки - это производительный труд, жена ремесленника, скорее всего, помогает ему в его ремесле либо занимается своим, а жена торговца подменяет его в лавке), а также о том уровне жизни, который в этом обществе считается достаточным. Я хочу поговорить о другом моменте, который в таких рассуждениях, по-моему, частенько упускают: о том, какие условия требуются для того, чтобы завести семью с такими ТТХ, даже в относительно обеспеченном слое общества.

Возьмем для примера, скажем, английское не-то-дворянство-не-то-мещанство, в общем, ту прослойку, жизнь которой описана в романах Джейн Остин. Описанное разделение труда между мужем и женой здесь присутствует в полный рост. Муж так или иначе зарабатывает деньги - либо управляет унаследованным/купленным на унаследованные деньги поместьем, либо вовлечен в профессиональную деятельность (спектр тут невелик: военный, священник либо юрист), ну, или на худой конец имеет свое дело (промышленность или торговля), хотя это занятие не для джентльмена. Обязанность жены - разумно распорядившись этим доходом, обеспечить семье должный уровень быта, уложившись при этом в бюджет. Поэтому бухучет - это, между прочим, немаловажная часть того самого набора accomplishments, который должна была получить в девичестве каждая девушка, вместе с иностранными языками, танцами и музыкой. Вот так, вдвоем, муж и жена должны удержать на плаву свой семейный корабль, и небрежение со стороны что одного, что другой имеет все шансы привести к катастрофическим последствиям.

А теперь посмотрим на эту идиллическую картинку с другой стороны. И мы увидим что брак в этом миддл классе - не право, а привилегия. Причем привилегия доступная не то, чтобы совсем немногим, но не всем и не в каждый момент жизни. Конечно, наследник приличного состояния женится, как только захочет. Если родители жениха еще живы, то нужно смотреть, есть ли у них возможность выделить молодой чете "положение", к тому же, в этом случае немаловажным становится их отношение к будущей невестке. Юноши из не слишком богатых семей либо даже младшие сыновья из семей вполне обеспеченных получат возможность жениться только тогда, когда они достаточно продвинутся в своей профессии или другим способом скопят достаточное состояние - то есть, зачастую, годам к сорока.

(Ремарка в сторону: вы обращали внимание на то, что в мире Джейн Остин многодетность - индикатор неблагополучия? Кэтрин Морланд была бы куда более завидной невестой, не будь у нее десятка братьев и сестер, а вот финансовое положение Тилни еще более укрепляет тот факт, что детей только трое).

Чтобы не ограничиваться литературными примерами (я уверена, капитан Уэнтворт и полковник Фитцуильям уже пришли на ум всем, кому должны были прийти :) ), проиллюстрируем мысль реальным. Широко известен такой факт из биографии Джейн Остин: её любимая сестра Кассандра была помолвлена, но замуж так и не вышла, потому что её жених, Том Фоул, скончался, не дожив до свадьбы. А многие ли обращали внимание на промежуток времени между обручением и смертью Тома? Итак, помолвка заключена где-то около 1794 года, а умер Том Фоул в 1797, то есть прошло примерно три года. Том был священником, ему был обещан приход, который, вот беда, все никак не освобождался. Чтобы хоть как-то приблизить ожидаемую свадьбу, он стал армейским капелланом и был услан на Карибы - где в скором времени и подхватил желтую лихорадку с закономерным печальным итогом. Том не был совсем уж беден: Кассандра унаследовала его состояние - тысячу фунтов, в год оно приносило 50 фунтов процентов и было неплохим подспорьем Кассандре в её одинокой старости. Но, конечно, чтобы содержать жену и детей этих средств решительно не хватило бы.

Итак, подведем итоги. Выйти замуж за примерно своего ровесника молодая девушка имеет возможность только если этот ровесник - богатый наследник, и при этом либо сирота (случай идеальный, но редкий), либо если родители избранника не возражают. В остальных случаях надо ждать пока потенциальный жених либо не осиротеет, либо не добьется желаемого положения в избранной профессии и, соответственно, выходить замуж за кавалера не первой молодости. И если для мужчин эффекты такого миропорядка менее остры - рано или поздно он или достигнет нужного положения на социальной лестнице, или благополучно помрет по дороге - то девушка имеет все шансы остаться малообеспеченной старой девой, материальное благополучие которой будет зависеть от милости родни. Что, кстати, и произошло в итоге с сестрами Остин.

Таким образом, дорогие дамы, необходимость участвовать в добыче хлеба насущного - это цена, которую мы платим не столько за то, чтобы иметь право голосовать, сколько за возможность выйти замуж по любви за своего ровесника - и потом вместе с ним строить счастливое будущее. А не искать свою половинку исключительно среди солидных состоявшихся мужчин или богатых наследников.

Date: 2010-10-05 08:07 pm (UTC)
From: [identity profile] mareicheva.livejournal.com
Молодец!

Date: 2010-10-05 08:37 pm (UTC)
From: [identity profile] burbalka.livejournal.com
парвала.

Date: 2010-10-05 10:19 pm (UTC)
From: [identity profile] tuilien.livejournal.com
Как-то дамы все не определятся. Или возможность спокойно домохозяйствовать, в то время как мужчина обязан обеспечивать, или равные права и возможности. И вообще, в нефеминистическом обществе жене не положено выступать на тему недостаточности дохода, а положено, напротив, как-нибудь так все организовать, чтоб вложиться в то, что есть, раз уж так сложилось :)

Date: 2010-10-05 10:29 pm (UTC)
From: [identity profile] audiart.livejournal.com
Мне за последнее время несколько раз попадались на глаза дамы, которые думают, что они определились - мол, забирайте ваши равные права и обеспечьте мне вместо этого возможность сидеть дома при добытчике, а то из-за того, что мне можно теперь голосовать, приходится еще и на работу ходить. А мне чего-то кажется, что если так уж не хочется работать, так богатого папика искать феминизм не запрещает :) А что не на всех папиков не хватает - так их никогда достаточно не было.

Date: 2010-10-05 10:30 pm (UTC)
From: [identity profile] audiart.livejournal.com
Фрэндстужку шматтэкстам? :)

Date: 2010-10-05 10:31 pm (UTC)
From: [identity profile] audiart.livejournal.com
В общем-то, общеизвестные все факты, но как-то проходят мимо сознания, что ли.

Date: 2010-10-05 10:32 pm (UTC)
From: [identity profile] tuilien.livejournal.com
Ну да, все правильно. Раз уж такая цель есть, надо было приложить больше усилий к поиску богатого мужа :)

Date: 2010-10-06 01:24 am (UTC)
From: [identity profile] elisa-perspicax.livejournal.com
Что-то вспомнилась Дора из "Дэвида Копперфилда", как она в отчаянии сидит за бухгалтерией...

Date: 2010-10-06 02:10 am (UTC)
From: [identity profile] maryjka-.livejournal.com
круты паварот!!! супер:)))

богатый наследник, и при этом либо сирота (случай идеальный, но редкий), либо если родители избранника не возражают.

то бок, місьцер дарсі. бінго!! то бок, бінглі:)))




Date: 2010-10-06 04:45 am (UTC)
From: [identity profile] mareicheva.livejournal.com
Больно уж картинка хороша - сижу я дома, в красивом платье. Иногда выезжаю на балы - в еще более красивом платье. Мной все восхищаются, а я никому ничего не должна.
А потом пришли гадкие феминистки и заставили рабо-отать!

Date: 2010-10-06 05:48 am (UTC)
From: [identity profile] khe12.livejournal.com
Спасибо.
Трилогия Lark Rise Ф. Томпсон. Сидение дома при добытчике описано просто изумительно. На десять шиллингов в неделю прокормить немалое семейство, не забывая при этом хоть что-то отложить на одежду с обувкой, - в гробу я видела такое домохозяйствование. Я лучше уж на работу похожу:).

Date: 2010-10-06 07:34 am (UTC)
From: [identity profile] estera.livejournal.com
О! Слушай, мы с мужем недавно говорили на тему, почему в 19 веке так гонялись за приданым. Не потому, что были такие жадные и развращенные буржуазным строем, а потому, что ЖЕНЩИНЫ НЕ РАБОТАЛИ.

Date: 2010-10-06 07:35 am (UTC)
From: [identity profile] estera.livejournal.com
То есть в крестьянстве и ремесле, где женщины работали, тема приданого была гораздо менее больной, чем в дворянстве, чиновничестве или купечестве.

Date: 2010-10-06 07:56 am (UTC)
From: [identity profile] tuilien.livejournal.com
Вот прямо в момент женитьбы многие и не могут обеспечить. А потом постепенно растут над собой - и к 2-3 детям доход уже выходит на нужный уровень :)

Date: 2010-10-06 08:58 am (UTC)
From: [identity profile] kurt-bielarus.livejournal.com
Сэр Бертрам Уілбефорс Вусцер )))

Date: 2010-10-06 09:18 am (UTC)
From: [identity profile] simple-milagros.livejournal.com
Красиво.
Но вообще я думаю, что денежный вопрос сильно преувеличивается, когда речь в современном обществе идет о заключении брака. Чего стоит только проблема "где взять денег на свадьбу??" - да нигде, если очень замуж хочется. Как правило, пышная свадьба нужна именно женщине, а не мужчине, которому и свадьба-то, по большому счету, не особо-то нужна ;)

И с семейным бюджетом очень похожая ситуация. Когда люди живут с оглядкой на других, чтоб было "не хуже, чем у Маши", то это очень накладно.

А вообще, на мой взгляд, главная вещь, которая вынуждает работать обоих - это необходимость в отдельной жилплощади.

Date: 2010-10-06 11:30 am (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/remedios_/
Интересный пост, все очень продумано. Мир Джейн Остин был не так привлекателен, как в фильмах, это я еще из эссе Фей Уэлдон "Письма к Алисе, приступающей к чтению Джейн Остин" вычитала. Однако, учитывая современные реалии, работающая и хорошо зарабатывающая женщина далеко не всегда имеет возможность выйти замуж, поскольку, как верно заметила Таня, мужчине это необязательно. И вот бедные-богатые наши современницы живут 3-5 лет в гражданском браке, а потом их спутник внезапно влюбляется или просто охладевает. И до свидания. У меня один друг такой, бедные его девушки... Так что сейчас не столько фактор денег влияет на замужество, а банальное "динамо" со стороны любимого.

Date: 2010-10-06 12:04 pm (UTC)
From: [identity profile] audiart.livejournal.com
Согласна, я сама очень не люблю идею "гражданского брака" - мне кажется, что эта форма позволяет сторонам не прояснять, чего они друг от друга ожидают, а если в критической ситуации оказывается, что ожидания не совпадают, то поделать уже ничего нельзя. В этом плане даже старый кельтский "брак на год" честнее - по крайней мере, у "испытательного срока" определена четкая граница :-/
Но, кстати, молодой человек, который как бы собирается жениться, но не женится - это ведь тоже любимый остиновский типаж :) И последствия для девушки могли оказаться тоже очень болезненны.

Date: 2010-10-06 12:07 pm (UTC)
From: [identity profile] audiart.livejournal.com
Да, мне кажется, "нет денег на свадьбу" - это чаще всего отмазка, прикрывающая настоящую причину, почему жениться/выходить замуж не хочется. Кстати, знаю случаи, когда на такой позиции стоял именно мужчина...
И про жилье согласна - если свое жилье уже есть, то прожить на один, даже не слишком высокий доход, по-моему, не проблема. Но вот если на жилье сначала надо заработать...

Date: 2010-10-06 12:10 pm (UTC)
From: [identity profile] audiart.livejournal.com
И тут начинают, как ни забавно, играть роль _личные_ качества :) Хотя бы в форме бытовых навыков и умений. Мне муж пересказывал описание того, как в 19-вечной Ирландии заключался брак - если невеста умеет взбивать масло, то приданое за ней можно дать меньше :)

Date: 2010-10-06 11:26 pm (UTC)
From: [identity profile] the-sixth-fuwa.livejournal.com
О, дык гэта ж мой ідэальны мужчына :)

Date: 2010-10-09 07:17 pm (UTC)
From: [identity profile] elena-aka-hel.livejournal.com
мне френдесса нечто подобное недавно сказала :( http://elena-aka-hel.livejournal.com/123207.html

Date: 2010-10-09 09:27 pm (UTC)
From: [identity profile] audiart.livejournal.com
Ага, видела. Собственно, эта дискуссия была одним из источников вдохновения.

Date: 2010-10-19 11:06 pm (UTC)
From: [identity profile] oslik-evev.livejournal.com
В ссылках на журналы нет ничего плохого.. Особонно если вы собираете искажать текст.

насчет часто вижу в жж мне было бы интересно посмотреть кто еще об этом пишет, - поскольку по моему все остальные настолько защорены, что ищуь любые извинения для такого неравенства.

Date: 2010-10-20 10:47 am (UTC)
From: [identity profile] audiart.livejournal.com
Если бы я отвечала на конкретную запись/дискуссию, я бы поставила ссылку. Когда речь об общих наблюдениях, ставить ссылки смысла не вижу. Моя целевая аудитория - читатели моего ЖЖ - прекрасно поняли, о какого рода дискурсе идет речь.

На еще одну дискуссию на эту тему ссылка приводилась прямо в комментариях к этой записи. Вы далеко не уникальны в своих взглядах :)

А по существу дела комментарии будут?

Date: 2010-11-04 07:20 pm (UTC)
From: [identity profile] audiart.livejournal.com
Да, уж чего-чего, а недостатка в борделях в Англии в то время не было :(
Ну, представление о браке как о Долге старше, чем такие порядки и распространяется на более широкие социальные слои, чем те, где эти порядки были приняты. И, все-таки, в то время пытаться подсластить пилюлю было принято. Это такое... сложное время: с одной стороны, чувства в расчет уже принимаются, и жениться совсем уж по расчету как-то неприлично. С другой стороны, прагматические соображения тоже никто не отменял. Как говорила Элизабет Беннет сестре в бибисишной экранизации 1995 года: "Конечно, ты выйдешь замуж по любви. Только постарайся влюбиться в состоятельного человека".
Только мы уже немножко к другой степени свободы выбора привыкли :)

Profile

audiart: (Default)
audiart

July 2014

S M T W T F S
  12345
678910 1112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Feb. 27th, 2026 02:38 pm
Powered by Dreamwidth Studios